Мы используем куки-файлы. Соглашение об использовании
Дизайн и Ремонт

Как Баухаус появился в Германии и повлиял на весь мир

Вадим Шихов24 мая 2021 23 802
2022-03-14T14:34:13.425539+00:00
Как Баухаус появился в Германии и повлиял на весь мир
Практически все, что окружает нас сегодня, было впервые придумано в немецкой школе дизайна.

Скорее всего, вы читаете эти строки, сидя на стуле, придуманном в знаменитой школе Баухаус. Возможно, ваш светильник, будильник, шкаф и много чего еще — это тоже из Баухауса. Из статьи вы узнаете историю школы, где преподавали лучшие архитекторы, художники и дизайнеры со всего мира, включая российского Василия Кандинского, а также то, почему ее так хотели закрыть в Германии.

avatar

Анна Смолякова,практикующий дизайнер жилых и общественных интерьеров, преподаватель проектирования в Международной школе дизайна. Автор курсов и статей о дизайне

«Сделано в Германии» отпугивало покупателей — и другие причины появления школы Баухаус

Создание школы Баухаус было напрямую связано с необходимостью поднять экономику Германии за счет изменений в сфере промышленности в начале XX века. Дело в том, что после Первой мировой войны Германия испытывала серьезный экономический кризис. Экономика страны нуждалась в срочных преобразованиях. Качество выпускаемой продукции было настолько неконкурентоспособным, что товарный знак «Сделано в Германии» отпугивал европейских покупателей.

В отличие от советской школы ВХУТЕМАС (и позднее — ВХУТЕИН) школа Баухаус в Германии создавалась одновременно как и образовательное учреждение, где обучались архитекторы и дизайнеры, так и проектно-конструкторское бюро, где создавались прототипы промышленных изделий. Проекты студентов немецкой школы сразу запускались в производство на фабрики — так новый предметный дизайн распространялся по всей стране. Система позволяла быстро воплощать идеи в жизнь. Поэтому молодые специалисты много времени уделяли анализу функциональности будущего предмета, тщательно выбирали материалы и технологию изготовления для последующего массового производства.

Благодаря новым технологиям строительства, пространства внутри зданий стали просторными, светлыми

Стиль функционализм и Баухаус были неразрывно связаны. Новое течение в дизайне и архитектуре, зародившееся в начале XX века, подразумевало, что именно форма определяет функцию. То есть то, как выглядит здание или предмет, зависит напрямую от того, для чего и как это использовалось. 

Зарождению нового течения способствовало техническое развитие: несущая опора зданий перестала формировать фасад, что открыло для архитектуры почти неограниченные возможности. Благодаря новым технологиям строительства, пространства внутри зданий стали просторными, светлыми. 

Поэтому функционализм коснулся и предметного мира — уже тогда считалось, что внутри домов не должно быть ничего лишнего.  Функциональный, чисто геометризированный минимализм в интерьере, который так популярен сегодня, вышел из функционализма XX века.

Баухаус в Веймаре: строительство средневековых храмов как основа для новой школы

Название школы расшифровывается с немецкого как Государственная высшая школа строительства и формообразования (Das Staatliche Hochschule für Bau und Gestaltung, — Ред.) или Государственный Дом строительства (Staatliches Bauhaus, — Ред.). Также используется инверсия слов — hausbau, что переводится как строительство домов. На первом совете преподавателей было решено, что название Школы будет писаться с маленькой буквы — bauhaus, чтобы подчеркнуть равенство и демократичность.

Школа Баухаус в немецком городе Веймар

Первым домом для Баухауса стал небольшой немецкий город Веймар, культурный центр Саксонии того времени. Именно там в 1919 году произошла реорганизация Академии прикладных искусств и школы изящных искусств — на их базе и появилась новая школа Баухаус как государственное учебное заведение нового типа. Основателем и первым директором Баухауса стал молодой и талантливый берлинский архитектор Вальтер Гропиус.

Гропиус поставил четкую цель — создать в Баухаусе содружество преподавателей и студентов, собрать воедино все виды художественного творчества наподобие системы строительства храмов в средние века, когда мастера и подмастерья, — архитекторы, каменщики, скульпторы, живописцы, плотники, резчики и мастера витража, — вместе десятилетиями работали над одним объектом.

Вальтер Адольф Георг Гропиус

«Мы образуем новую гильдию ремесленников без классовых различий, мы хотим вместе создавать новое здание будущего, где все сольется в едином образе: архитектура, скульптура, живопись, здание, подобно храмам, возносившимся в небо руками ремесленников». Вальтер Гропиус

Типичный студент школы — это художник, ремесленник и технолог в одном лице. До появления Баухаус этими областями занимались три разных специалиста. А новый специалист — дизайнер — в начале XX века должен был уметь и придумать идею, и выразить ее на бумаге, и самостоятельно изготовить прототип в мастерской, работая с выбранным материалом. 

Такая идея обучения поддерживалась немецкой промышленностью. Заводам требовались новые идеи, они не хотели обращаться отдельно к художнику или ремесленнику — нужны были профессионалы, отвечающие за все. Представьте, сказали бы ремесленнику придумать новый стул, а он до этого всю жизнь делал его по одному эскизу, который переходил в их семье из поколения в поколение. Или художнику, который не знает особенности материалов и технических норм. Такие слишком узкие специалисты уже не могли отвечать на запросы нового времени.

Здание Музея Баухауса в Веймаре, которое открыли в 2019 году к 100-летию основания школы

Первые годы новой школы в Веймаре — это постоянные эксперименты и бурное развитие. Сформировался девиз Баухауса — «Искусство и техника — новое единство». До конца зафиксировалась система обучения, которая делила всех на учеников, подмастерьев и мастеров, а также включала два этапа подготовки.

  1. Вводный курс, где ученики нарабатывали навыки композиции, изучали законы цвета и формы для последующего применения знаний на практике. На этом этапе ученики должны были выбрать будущую специализацию: дерево, металл, стекло, керамика или ткань.
  2. Проектирование функциональных изделий из выбранного учениками материала. На этом этапе они изучали специальные предметы в разных мастерских под руководством мастеров (все педагоги отказывались от профессиональных званий, Ред.). Самые выдающиеся ученики получали возможность после окончания учебы стать мастерами.

Занятия Джозефа Альберса в Школе Баухаус

Джозеф зашел в аудиторию, раздал всем студентам по листу газеты и сказал: «Я даю вам 30 минут, вы должны создать новую объемную форму»

Вальтер Гропиус пригласил в Баухаус лучших преподавателей из разных стран. Среди них были Василий Кандинский, Пауль Клее и Иоганнес Иттен, Ласло Мохой-Надь, Марсель Бройер, Людвиг Мис ван дер Роэ, Оскар Шлеммер и  Джозеф Альберс. Кстати последний впервые ввел образовательный курс по формообразованию (сегодня эта дисциплина называется архитектоникой, и ее изучают все молодые дизайнеры, — Ред.). 

С этим связана интересная история, которая произошла на его первом занятии в Баухаусе. Джозеф зашел в аудиторию, раздал всем студентам по листу обычной газеты и сказал: «Я даю вам 30 минут, за это время вы должны создать новую объемную форму». И ничего больше не добавил — не было подробного технического задания. 

Кто-то сделал самолетик, кто-то птичку, но в этом творческом задании победил студент, который просто сложил лист пополам и поставил его углом вверх — домиком. Из двухмерного объекта получился трехмерный, с ребром жесткости и, что самое главное, он стал устойчивым.

Баухаус в Дессау и Берлине: расцвет школы и окончательное закрытие

Деятельность Баухауса носила и социальную направленность  — изделия проектировались в школе для людей с небольшим достатком, много времени уделялось решению проблем с жильем для рабочих. В связи с такой общей социалистической позицией школы, консервативные и буржуазные представители власти Веймара, которым это не нравилось, давили на Баухаус и даже смогли добиться значительного сокращения ее бюджета. 

Из-за трудностей школа была вынуждены переехать из Веймара в Дессау весной 1925 года, где местное правительство оказывало ей поддержку. Именно этот период считается расцветом Баухауса. 

После переезда Вальтер Гропиус получил возможность самостоятельно спроектировать новое здание школы — сегодня оно считается ярчайшим примером функционализма. В 1926-м здание школы было торжественно открыто: в построенном комплексе находились учебные аудитории, административные помещения, мастерские, столовые и общежития.

Из-за трудностей школа была вынуждены переехать из Веймара в Дессау весной 1925-го года

В это же время укрепилась педагогическая система Баухауса, сформировался новый образовательный профиль — индустриальное формообразование или другими словами — предметный промышленный дизайн. Связь с немецкой промышленностью только усилилась, создавалось еще больше образцов-прототипов изделий: осветительные приборы, ковры, ткани, посуда, а также знаменитая мебель из стальных труб. 

Всё это успешно запускалось в массовое производство и поднимало экономику страны. Баухаус получил титул Высшей школы формообразования и право присвоения ученикам диплома государственного образца.

Ханнес Майер, второй директор Баухауса

После расстрела жены в СССР сына Майера переименовали в Ивана Ивановича и отправили в детдом, он всю жизнь проработал на угольных шахтах под Челябинском

Проблемы из-за нестабильной политической обстановки в Германии не оставили школу: социал-демократическая партия поддерживала Баухаус, но давление консерваторов тоже усиливалось, которые вынудили Вальтера Гропиуса покинуть место директора в 1928 году. На его место назначили швейцарского архитектора Ханнеса Майера, который больше внимания уделял архитектуре и связи обучения со строительством. Под руководством нового директора в школе возникла студенческая коммунистическая ячейка, из-за чего Майера в 1930 году уволили, и он вместе с некоторыми учениками уехал в СССР.

Третий директор Баухауса — архитектор Людвиг Мис ван дер Роэ — в попытках сохранить школу исключил любую политическую деятельность в ее стенах. Он отменил некоторые прогрессивные дисциплины, что ограничило творческую работу в мастерских. Так, Баухаус стал более академическим местом. 

Осенью 1931 года, после выборов в правительство Германии, давление консерваторов на школу усилилось. Был поставлен вопрос о прекращении выделения средств и даже о штурме здания в Дессау. С 1 октября 1932-го года был уволен весь преподавательский состав, а Баухаус официально перестал существовать.


Сигрем-билдинг, Нью-Йорк, Людвиг Мис ван дер Роэ

В 1937 году, спустя три года после закрытия школы Баухаус в Германии, в США приехал Людвиг Мис ван дер Роэ

Людвиг Мис ван дер Роэ в 1932-м году предпринимает попытку сохранить школу в форме частного института в Берлине, в пустующем здании бывшей фабрики. Преподаватели и студенты почти в полном составе приехали в Берлин и начали строить новые планы в большом городе. Однако с приходом фашистской диктатуры все мечты окончательно рухнули. 

В 1933 году в здании школы прошел обыск с целью поиска запрещенной коммунистической литературы. Педагоги и студенты, которые не могли предъявить документы были задержаны полицией. Здание опечатали, и 20 июня 1933-го совет педагогов Баухауса принял решение о полной ликвидации школы Баухаус. Преподаватели разъехались по миру и продолжили свою творческую и преподавательскую деятельность в разных учебных заведениях, где продолжали развивать свои идеи. 

Баухаус сегодня: от общественных пространств до стульев и светильников

За 14 лет существования Баухаус оставил богатое наследие:  Дом «Ам Хорн» в Веймаре, здание Баухауса, Биржи труда и поселок Тортен в Дессау — все это классические образцы функционализма в архитектуре. Скульптурные композиции Оскара Шлеммера, абстрактная живопись Василия Кандинского, Баухаус-шахматы Йозефа Хартвига, предметы посуды из металла, стекла и керамики Джозефа Альберса, Теодора Боглера и Марианны Брандт выглядят современными даже век спустя.

Многие вещи, которые впервые были созданы в школе Баухаус, производятся и сегодня. Например, мебель из гнутых никелированных стальных труб, которую придумал Марсель Бройер в 1925-м году, сегодня выпускают немецкие и итальянские фабрики.  Культовые предметы мебели — кресло Barcelona Людвига Мис ван дер Роэ и кресло «Василий» Марселя Бройера — сегодня являются показателями высокого статуса офисного и домашнего интерьера. 

Обычный человек встречается каждый день с примерами дизайна, когда-то придуманного в немецкой школе: это предметы офисной мебели, система зонирования, встроенная мебель, скрытые двери, минимализм и геометрия в предметном дизайне, функциональные и простые по форме светильники.

Вся общественная и жилая архитектура сегодня в полной мере выражает принципы функционализма, зародившегося в Баухаусе: это не только административные здания, школы, детские сады и больницы, но и архитектура минималистичных частных жилых домов, где также прослеживается общее влияние функционализма.

редакцияeditorial@cian.ru